Братья Веснины

Леонид — 1880−1933, Виктор — 1882−1950, Александр — 1883−1959

Классики советского градостроения. Виктор сделал из промышленных сооружений образцы высокого искусства. Работы Александра в Камерном театре Таирова вошли в золотой фонд мировой сценографии.

История жизни

Все начинается в детстве
Александр Александрович Веснин, отец архитекторов, был интеллигентным предпринимателем, имел крупную библиотеку и материально помогал развитию культурной жизни в городе. Благодаря ему чтение в доме стало традицией.
Мать братьев, Елизавета Алексеевна, рисовала, играла на пианино и учила этому своих сыновей. С раннего возраста она пробудила в них художественные способности.

Старшего брата, Леонида, отличали с детства выработанная академическая школа и энциклопедические знания в области истории архитектуры. Всю жизнь его сопровождали яркие художественные образы, которые были заложены еще в детстве. Именно Юрьевец с его живописными окрестностями сформировал его художественный вкус, а для двух других братьев мнение старшего обладало непререкаемым авторитетом.
Кладовая знаний
Все три брата учились в Санкт-Петербурге с 1900 по 1911 год. Леонид — в Академии художеств, Виктор и Александр — в Институте гражданских инженеров. Параллельно они занимались живописью и рисунком в частной художественной школе К. Ф. Юона и И. О. Дудина и в студии Я. Ф. Ционглинского. В свободное время создавали натурные этюды архитектуры волжских городов и природы. Такое разностороннее образование в будущем помогло Весниным реализовать свои новаторские идеи в различных областях искусства.

В середине 1910-х Веснины начали работать в мастерских московских архитекторов: И. А. Иванова-Шица, Р. И. Клейна, П. П. Висневского, А. Н. Милюкова, А. Г. Измирова. Братья получили более 20 премий в конкурсах.
Невероятное творчество
К 1923 году окончательно сложился тот самый всемирно известный творческий коллектив братьев Весниных. В сокровищницу советского зодчества вошли их архитектурные шедевры: станция и плотина Днепрогэса, Дворец Культуры автозавода имени Лихачёва, планировка Большого Запорожья, универмаг на Красной Пресне в Москве, санаторий в Мацесте. Знамениты и их конкурсные проекты для московского отделения газеты «Ленинградская правда», театра в Харькове, второго дома совнаркома в Зарядье. Даже лаконичное, сравнительно небольшое здание банка в Иванове — это выразительный художественный образ, украшающий окрестные улицы.

Блестящий союз братьев-архитекторов — отражение целой эпохи становления новых стилей и направлений в архитектуре начала ХХ века.
Наследие
15 января 1986 года в Юрьевце открыли музей архитекторов Весниных. Разместился он в небольшом краснокирпичном двухэтажном доме XIX века, который до 1904 года принадлежал родителям Весниных.

Основа экспозиции — материалы Государственного научно-исследовательского музея им. Щусева, Юрьевецкого краеведческого музея, личные архивы архитектора А. Г. Чинякова, искусствоведа К. В. Усачёвой и родственников архитекторов. Большую помощь оказала вдова В. А. Веснина — Н. М. Веснина.
Наследие
15 января 1986 года в Юрьевце открыли музей архитекторов Весниных. Разместился он в небольшом краснокирпичном двухэтажном доме XIX века, который до 1904 года принадлежал родителям Весниных.

Основа экспозиции — материалы Государственного научно-исследовательского музея им. Щусева, Юрьевецкого краеведческого музея, личные архивы архитектора А. Г. Чинякова, искусствоведа К. В. Усачёвой и родственников архитекторов. Большую помощь оказала вдова В. А. Веснина — Н. М. Веснина.

Памятные места в городе